30
Баллы
жюри
72
Баллы
читателей

Нужен ли историям конец?

Конечно, нужен, была моя первоначальная реакция на вопрос темы, предложенной на итоговом этапе конкурса.
Как же без него? Порой так и хочется заглянуть в конец книги и посмотреть, чем разрешится интрига, все ли герои останутся живы, и воздастся ли всем негодяям по заслугам. В особенности, конечно, это касается приключенческой литературы, или авантюрных романов. Чем закончится поисковая эпопея в «Пятнадцатилетнем капитане» Жюля Верна? Останутся ли живы все четверо мушкетеров через двадцать лет , а через десять? Кто скрывается за всадником без головы ? В чем тайна индейца Джо?
Классики приключенческой литературы были вынуждены раз за разом реанимировать своих главных героев и писать продолжение с новым сюжетом. Читатель требовал новых историй. И дело не только в том, что полюбился главный герой. Очевидно, у читателей осталось послевкусие после предыдущих историй, и они опять захотели его испытать. На мой взгляд, истории были закончены, а стараниями автора конфликты не были исчерпаны. Да, да извечный человеческий конфликт борьбы добра со злом.
Но потом я решил, что если было бы все так просто, и ответ на вопрос, нужен ли историям конец, был бы так однозначно ясен, а именно, зависел бы целиком от формальных компонентов литературных произведений, как то стройность композиции(завязка, действие, развязка), логика повествования, законы жанров, т. е. от внешней законченности, мировая литература не развилась бы от древних классических канонов. Как моя нелюбимая геометрия, которая не изменилась с тех времен.
С другой стороны, мы знаем множество литературных произведений, которые либо не закончены, либо имеют неопределенную концовку, но при этом остаются завершенными цельными шедеврами мировой литературы. Взять, к примеру, прозу А.С. Пушкина, среди которых «Арап Петра Великого», «Рославлев», «Дубровский», драма «Русалка». А финал «Евгения Онегина» вообще называют анти-финалом ввиду его внезапности и неожиданности.
Ученые подсчитали, что 80% прозаического наследия А.С. Пушкина составляют незаконченные тексты.
Похоже, не все так просто с ответом на вопрос темы, и я задумался на две недели.
А как же Автор? Ведь он творец произведения. Его роль в том, чтобы взять фабулу, выстроить сюжет, композицию текста, систему образов, героев, персонажей, а далее- наполнить всю выстроенную конструкцию внутренним содержанием и оригинальным смыслом.
Русская литература знает много примеров, когда взятая из анекдотической истории фабула, была переработана автором в другой сюжет, наполнена совершенно иным содержанием, смыслом. При этом, чаще всего, автор менял и конец истории, в том числе, с целью усилить драматизм событий и идейное содержание.
Так было, к примеру, с «Шинелью» Н. В. Гоголя, когда из анекдота о незадачливом мелком чиновнике, который мечтал и, отказывая себе во всем, в итоге, купил ружье, которое утопил на первой же охоте. Реальный конец этой истории был счастливым: сослуживцы скинулись и купили ему новое. Писательский гений Н.В. Гоголя превратил эту историю в драму одинокого человека, мечтающего о новой шинели, который обретает ее ценой неимоверных лишений, и теряет, причем с трагическим концом.
Также с "Мцыри", "Гранатовым браслетом".
Очевидно, что во всех описанных случаях, авторские концовки, полностью соответствовали их замыслам и идейному содержанию произведений, которые стали шедеврами русской литературы.
Итак, ответ на искомый вопрос найден?
Все делается по воле Автора, и конец историям литературных произведений также предписан их создателями, и не нам, судить о том, нужен он или нет.
А как же Читатель? Неужели от него ничего не зависит, и он все лишь ведомый?
Я иногда ловил себя на мысли, что мне не нравится финал того или иного литературного произведения, либо я его представлял иначе.
«Нет повести печальнее на свете…». Есть, прочитайте повесть «Друг-апрель» Э. Веркина. Это щемящая, пронзительная история любви двух подростков, которые не могут быть вместе, потому что он пытается выжить в семье маргиналов, а она из вполне обеспеченной. Жесткая, честная книга из современной жизни, как и все его произведения. У истории нет конца. Девочка больше не приезжает отдыхать в богом забытый поселок, а мальчик, когда понимает, что она больше не вернется, уходит в никуда.
Как дальше сложатся их судьбы? Можно было пофантазировать, сочинить для себя продолжение, конец истории. Даже еще раз перечитать книгу, чтобы найти в тексте те детали, тонкости психологического портрета героев, которые, может быть помогли бы мне сочинить свой финал.
С каким же удивлением я увидел в конце книги эпилог, где все было расставлено по полочкам: мальчик стал малым предпринимателем-продавцом канцелярских товаров, а девочка замужней дамой. Когда они случайно встречаются, то со смехом вспоминают историю своей любви, так и не признавшись, друг-другу, что она была. А на его вопрос: «Почему все так? Как? Ну, так вот. С нами?», получает ответ (отвернулась и думала ровно минуту): «Так бывает».
Нужен вам такой конец истории? Мне-нет. Он банален. Но, очевидно, он нужен автору, который честен и по-взрослому беспощаден к своему читателю, а он должен знать, что именно так и бывает.
Куда интереснее, когда автор пытается вовлечь читателей в игру с альтернативным концом истории, или с его отсутствием. И в том, и в другом случае, остается простор для внутреннего творчества, даже после прочтения книги. Как, например, в романе «Жизнь Пи» Я. Мартела. Он делает все, чтобы читатель поверил в фантастическую историю путешествия через Тихий океан в шлюпке с бенгальским тигром: использует прием текста в тексте, повествование от первого лица, эффект наблюдателя-рассказчика, или даже форму документа. Какой же шок испытываешь в концовке, когда оказывается, что автор предлагает две параллельные версии истории на выбор. Вот такой конец истории действительно нужен этой невероятной истории. Он будоражит, провоцирует воображение, заставляет раз за разом возвращаться к уже прочитанному тексту, пытаясь там обнаружить подтверждение той или иной версии.
Весь мир сегодня поклоняется идолу интерактивности. Уже есть такое кино, телевидение, мои любимые видеоигры. Ясно, что все это происходит от компьютера, а потом от Интернета. Идет борьба за аудиторию, пользователей. Кто-то выигрывает, а другие терпят поражение, как например, новостные журналы и газеты.
А как же книга? Неужели ей также предписан медленный конец?
Первые знаки уже появились. Многие мои знакомые вообще не читают книг.
А зачем? Если раньше книга воспринималась как источник знаний, то теперь есть интернет. Как источник неких эмоциональных переживаний, а сегодня все гонятся за адреналином и эмоциями, но здесь книга также проигрывает кино, со всеми 3 и 4 D, телевидению и «общению» (ненавижу это слово, надеюсь, что оно скоро умрет) в социальных сетях. Если книга будет конкурировать на этом поле, то ее поражение неизбежно. Хотя, конечно, временные победы случаются, типа саги «Сумерки», которые пробивают девочек на сильные эмоциональные переживания со слезой.
Как источник назидательных наставлений и прописных истин книга также вряд ли заинтересует современную молодежь. Во-первых, для этого есть родители. Во-вторых, к чему заморочиваться романами, чтобы докопаться до истины, если можно набрать в поисковике: «в чем смысл жизни?» ,и получить ответ.
И вот уже агрессивно настроенная девочка на заседании секции русского языка и литературы в нашей школе в своей презентации торжественно возвещает: «За жанром фанфиков будущее литературы, хотите вы этого, или нет. Это все равно, что отрицать, что оно принадлежит молодым. Бурный рост их популярности в интернете является ярким подтверждением моего тезиса».
Вы скажете, что это полный бред? Отнюдь. Один человек может ошибаться, а миллионы вряд ли. Тенденция схвачена верно.
Прочитал определение: «ФАНФИК (от англ, fan-поклонник и fiction-художественная литература)-разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное не каком-то оригинальном произведении, использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную».
И это будущее мировой литературы? Конечно агрессивная девочка была не права, поскольку этот жанр как был, так, скорее всего, и останется хобби дилетантов и графоманов.
Вы спросите: «Какое это имеет отношение к теме эссе?» Я думаю, прямое.
Читатели хотят, чтобы рассказанные автором истории не имели конца, а продолжались уже в их творчестве. Народное голосование в интернете давно состоялось!
Может ли высокая профессиональная литература ответить на запрос читателя разделить с автором творческий процесс, даже, когда текст книги уже закончился и прочитан?
Безусловно, да, поскольку рассказанная писателем история продолжает оставаться в умах читателей, множится. И, в этом смысле, она не имеет конца, хотя формально ,по воле автора, он может присутствовать.
При одном условии. Если автор сумел заложить в историю что-то типа вирусной программы, которая сумеет возбудить мыслительный, а затем и творческий процесс у читателя.
Поэтому, мой итоговый ответ на вопрос темы: «Нужен ли историям конец?» будет следующим.
Если говорить об уже завершенных литературных произведениях, то он им не нужен, так как они давно перешли от автора в умы читателей, и нет им конца.
Если иметь ввиду еще не написанные истории, дать рецепт к действию, то в результате выяснилось, что автору ее конец точно не нужен, если он хочет наладить будущий диалог с читателем, а последнему - тоже, даже вреден для его собственного творчества, пусть и в фанфиках.
Конец истории придет сам собой, если Автор и Читатель не смогут «договориться».
О ней просто забудут.
Комментарии
Соня Бондаренко
23/10/2015
Ну зачем же так грубо про фикрайтеров, мы хорошие. Да, возможно дилетанты и графоманы среди нас попадаются, причем очень часто, но есть и те, которые легко бы смогли написать книгу, будь у них желание. И я таких встречала. Эссе очень интересное, заставляет задуматься. Про агрессивную девочку, которая говорила про литературное будущее. Мне кажется фанфики никогда не смогут стать им, это всё таки просто фантазии с любимыми героями. Не более. Скажу от себя, что не люблю книги без конца. Слишком сильно они меня мучают. Видимо сказывается моя нелюбовь к неопределенности.
Евгения
17/04/2015
Рада за тебя, Антон! Искренне поздравляю с ПОБЕДОЙ!!!!!!!!
Анна Долинская
15/04/2015
Поздравляю с ПОБЕДОЙ!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!
Иваненко Ольга
13/04/2015
Интересная работа, молодец! Есть чему поучиться.
Alex Kibitkin
04/04/2015
Антон, все получилось. Только так, снимая слой за слоем и можно раскрыть заданную тему. Первый-законы создания самого произведения литературы. Второй- законы, созданные замыслом самого писателя. Третий- законы самой жизни и развития литературы как ее составляющей. А жизнь эта населена ее читателями. И если писатель не смог в итоге достучаться до читателя, то история в лучшем случае закончится карманным форматом в мягкой обложке. Если сможет, то станет " властителем дум", или, хотя бы эмоций.А насчет литературы, не беспокойтесь, она выживет. Помните эпоху Возрождения в средних веках? В любом случае, Ваше эссе в тренде.
Ксения Полковникова
28/03/2015
Не будем забывать, что фикрайтером был и столь любимый всеми нами М. А. Булгаков, написавший «Похождения Чичикова» в России 20-ых годов. Чем не продолжение поэмы «Мертвые души»?
Ксения Полковникова
28/03/2015
Дошла до мысли про фанфики и была поражена, не ожидая такой реакции от столь доселе корректного автора. Не очень-то было приятно читать, что тебя и твоих собратьев по перу называют «дилетантами и графоманами». Чрезвычайно обидно. Я понимаю, что не могу навязывать свое мнение большинству, что у каждого существует своя точка зрения, но не могла и пройти мимо. Во многих последующих мыслях я поддерживаю Антона, соглашаюсь с ним, но подобное пренебрежительное высказывание глубоко оскорбило меня.
Ксения Полковникова
28/03/2015
Читала эссе Антона с удовольствием, отмечая прекрасный и развитый язык, точные мысли, с которыми буквально не поспоришь, а также общую конструкцию эссе. Приятно видеть, что юноша моего возраста столь глубоко разбирается в тонких материях литературы. Следовала за мыслью автора все дальше и дальше, с огромнейшим интересом наблюдая объективные высказывания в сторону той или иной книги; было невероятно здорово видеть, что классическая литература еще находит отклики в умах нашего поколения, даже служит примером для разбора. Также понравился комментарий к книге «Друг-апрель»: знакомы, знаем, те же чувства испытывали. Должна признать, что эссе достойнейшее, выдержанное с завидным искусством. Словом, все великолепно, но... Одно жирное «но» почти свело на нет мое впечатление.
Алиса
24/03/2015
Но у каждого свой взгляд!
Алиса
24/03/2015
Мне понравилось. Молодец! Правда в чем-то я не совсем с тобой согласна.
Антон Емекеев
24/03/2015
Спасибо всем за добрые слова. Еле дождался каникул и окунулся в учебник литературы, написанный писателями "литературная матрица", издательства "Лимбус- Пресс", 4 тома. Есть просто шедевральные эссе, например , о Бунине. Хорошо представлен мой любимый период: 20-30 годы ХХ века. Да, это советская литература, но, какая! Эти 20 лет в русской литературе стоят всего века. Пильняк, Бабель , Платонов, Добычин, Вс, Иванов, все здесь. Эссе о них супер! Нет только Хармса. Прочитайте хотя бы рассказ " Дите" Всеволода Иванова, кстати любимый рассказ Сталина. Вот Вам и история без конца. Цепляет нешуточно и не отпускает
irina.1956@yandex.ru
22/03/2015
Молодец! Оригинален в рассуждениях, активен в выражении своей точки зрения. Налицо прекрасная ориентация в книжном современном и классическом разнообразии. Хорошая работа!
Зелемхан
19/03/2015
Антон,мне понравилось твое эссе. мой голос отдам за тебя.Удачи!
Евгения
19/03/2015
Антон, ты как всегда на высоте. Удачи!
Оленичев Илья
18/03/2015
У тебя здорово получилось, мне понравилось твоё эссе.
Антон Емекеев
18/03/2015
Цитата из Даниила Хармса в тему:"Бесконечное-вот ответ на все вопросы.Все вопросы имеют один ответ.А потому нет многих вопросов, есть только один вопрос:Что такое Бесконечное?"
Мария Дорофеева
17/03/2015
Мне очень понравилось твое эссе. Мой голос тебе! ОНон было написано сложнее, чем все остальное, что я читала для этого ,но это его плюс. И знаешь, я не думаю, что за фанфиками будущие литературы, но фанфики побуждают людей писать. ОНи дают нам излагать свои мысли, как мы того хотим. Веь альтернативный конец имеет право на сущствование не только в нашей голове, но и стать общеизвестным. Только в одном я с тобой не согласна: книг не исчезают. Еще два года назад я в классе единственная читала "Гарри Поттер". Сейчас у меня 5 лучших друзей(из класса), которые интересуются теми же книгами, что и я. И разве это не победа? Это наоборот прогресс! Книги снова становятся популярны, они не сравнимы с кино или с компьютером. И даже если девочки читают "Сумерки", то пускай. Не бывает плохих книг.
Mmshustova
16/03/2015
Антон, конечно, агрессивная девочка была не права :) Мне понравилось Ваше категоричное мнение про дилетантов и графоманов. Интересно было бы узнать Ваше мнение об эссе "Конец "Метели" (я сегодня на него случайно наткнулась...). Типичный фанфик. А Вы, кажется, любите Пушкина.
Вход и регистрация в Папмамбук
Зарегистрироваться на Папмамбук

Введите имя и адрес вашей электронной почты, на который мы вышлем ваш личный пароль