Что делают ученые в Антарктиде
16 ноября 2023 783

Моей дочери Ане 6 лет, и она интересуется тем, как устроен мир – и привычный ближний, и неведомый мир океана, космоса или отдаленных уголков нашей планеты. Мы уже читали чудесную книгу «Как стать героем-полярником. Учись у Нансена» издательства «Paulsen», про путешествие Фритьофа Нансена к Северному полюсу, и жизнь в полярной экспедиции вызвала у Ани большой интерес (статья «Уроки великого путешественника»). Увидев книгу «Вокруг Антарктики. Исследуем ледяной юг» (автор – популяризатор науки Татьяна Медведева), я решила, что настало время ребенку узнать о Южном полюсе и о том, как выглядят экспедиции в современном мире.

Формат книги очень необычный, а некоторые ее развороты раскрываются, словно карта, на 360 градусов, образуя круг, и их можно разглядывать, как виммельбухи. Чудесные иллюстрации Марии Вышинской, хорошо продуманная верстка, научно достоверная и при этом увлекательно изложенная информация сделали книгу интересной, стильной и полезной, что подтверждается ее переводами на несколько языков.

Перед этим мы с Аней перечитывали «Винни-Пуха», а по версии Кристофера Робина у Земли четыре полюса, и с поисками земной оси у героев были проблемы. Поэтому для начала мне пришлось объяснить Ане, что на самом деле полюсов всего два, Северный и Южный. Я показала ей ось на примере яблока, проткнутого палочкой – так наглядно видно и саму ось, и что полюса два. Северный полюс, или Арктика, на глобусе обычно сверху, а Южный полюс или Антарктика – снизу. Аня крутила земную ось (палочку) и ходила вокруг мяча, символизирующего солнце. Кстати, если встать у окна как источника света, то можно обратить внимание, что одна сторона яблока освещена, а другая находится в тени, – это наглядно показывает феномен смены дня и ночи.

Photo 1

Мы немного освежили в памяти поход Нансена, и на следующий день приступили к чтению книги Татьяны Медведевой.

Мир Южного полюса предстал перед нами таким же суровым, как и во времена первых экспедиций, но современные исследователи постарались обустроить свою работу и быт максимально комфортно. Атмосфера научных исследований в этой книге ощущается больше, чем во времена первооткрывателей и их подвигов на грани выживания. Для нас этот контраст был особенно сильным, так как мы начали читать про современные исследования на Южном полюсе вскоре после чтения книги о походе Нансена на Северный полюс и могли их сравнивать.

Как минимум, мы наглядно представили, как развивается наука: там, где когда-то не ступала нога человека, сегодня стоят исследовательские станции, похожие на космические корабли будущего и оборудованные всем необходимым для жизни, в том числе теплицами, кинотеатром и спортивным залом. На этих станциях можно жить в комфорте. Чтение и рассматривание иллюстраций позволяет заглянуть в этот мир, рассмотреть, как спроектирована исследовательская станция и как там работают люди науки. Ане особенно понравилось то, как станция оборудована, а также что она собрана из блоков, словно конструктор, и стоит на гидравлических опорах, как избушка на курьих ножках.

Illustr 1

Начав читать, мы сразу обратили внимание, что если раньше перед героическими полярниками очень остро стоял вопрос простого выживания, то теперь у членов экспедиции появились другие приоритеты и потребности более высокого уровня.

Мы узнали про исследования, которые сегодня проводятся на Южном полюсе: ученые изучают океан, льды и то, каким был их состав много тысяч лет назад, климатические изменения, состояние озонового слоя планеты и многое другое.

Но сначала мы познакомились с главным героем книги, журналистом Томом. Как оказалось, журналисты могут отправиться на Южный полюс, чтобы сделать необычный репортаж и заодно составить собственное представление об этом мире. Самолет, на котором прилетел Том, особенный: в нем иначе расположены сидения, и всё закреплено прочными ремнями безопасности: и люди, и багаж, и снаряжение, – потому что в зоне Антарктики повышенный риск воздушной турбулентности.

Illustr 2

Мы узнали, что континент Антарктида не принадлежит ни одной стране, визы туда не нужны, и весь континент – это своеобразный международный исследовательский центр, где можно встретить ученых со всего мира, которые работают здесь вместе. Это дружное сообщество, которое имеет свои традиции и в котором все уважают друг друга. Очень интересно описаны традиции антарктинян, в том числе ночевка в ледяных убежищах и увлекательная игра с ведрами на голове (не буду раскрывать подробности).

В земной атмосфере над Антактидой находится самая большая озоновая дыра, и это вызвало у Ани много вопросов. Как она выглядит? Как ученые изучают эту дыру, и можно ли ее как бы «зашить»? На эти и другие вопросы нам удалось найти ответы в книге. Аня прекрасно поняла, что такое атмосфера Земли и как она, словно щит, защищает нашу планету от излучения Солнца (она помнит, что находиться летом на палящем солнце без защиты опасно). И именно озоновый слой отвечает за защиту от солнечной радиации – без него жизнь на планете была бы невозможна. Озоновые дыры в таком контексте воспринимаются устрашающе. Но мы узнали, что действует международное соглашение, запрещающее странам производить многие химикаты, разрушающие озоновый «щит» (Монреальский протокол).

Безусловно, Ане было важно узнать, что на ухудшение климата Земли повлияли холодильники, кондиционеры, газовые баллончики и баллончики дезодорантов. Из-за долгой полярной ночи в Антарктиде особые условия, и именно поэтому дыра образуется там, хотя на континенте живет очень мало людей, и уж точно нет кондиционеров. Страны мира объединились и поменяли технологии производства аэрозолей, охлаждающей техники и другого оборудования. Теперь озоновая дыра уменьшается, и это происходит благодаря ученым, которые работали на станции в Антарктиде и выяснили, какие вещества влияют на озоновый слой. И это действительно подвиг, ведь если бы они этого не сделали, нам бы сейчас пришлось жить на планете, намного более уязвимой для радиации! Ученые на станции в Антарктиде каждый день изучают ситуацию и думают над тем, как можно улучшить экологию на нашей планете и справиться с новыми проблемами – климатическими изменениями, таянием ледников и т.д. Об их исследованиях рассказано на страницах этой книги, созданной на основе интервью с учеными.

Ученые собирают атмосферные данные по всему миру, изучают образцы осадочных пород и ледяные пробы (керны), анализируют данные об изменениях климата и состояния океана, чтобы понять, почему ледники на обоих полюсах планеты с каждым годом тают.

Illustr 3

Аня в своих играх изобразила эти исследования. Особенно хорошо у нее получилась станция, собранная из блоков, как конструктор (мы построили ее из небольших коробочек). Чтобы быть более устойчивой в условиях Антарктиды, она стоит на гидравлических опорах.

Photo 2

Исследовательскую станцию Аня заселила учеными, создав для них необходимые условия: теплицу с растениями, спальню, столовую, рабочее пространство для исследований и место для отдыха и спорта.

Photo 3

Аня даже попробовала построить снежное жилище из мини-кубиков.

Книга вызвала у нее большой интерес и множество вопросов. Она узнала про современные экспедиции на Южный полюс, про континент, где ученые со всего мира работают сообща на благо нашей планеты, проводя самые разные научные исследования, про озоновый слой вокруг Земли, озоновую дыру над Антарктидой и про то, как ученые помогают спасти нашу планету от экологической катастрофы.

Интересно, что если раньше участники полярных экспедиций были заняты собственным выживанием, то теперь ученые заботятся о выживании целой планеты.

Мария Горнова
Фото автора

Понравилось! 2
Дискуссия
Дискуссия еще не начата. Вы можете стать первым.